Печенежская Волна 2020 или экстремальный транец - убийца моторов.
Добавлено: Сб окт 03, 2020 8:25 pm
Честно говоря не уверен в какой раздел отнести этот пост. В регаты 2020? Так этого раздела нет. А кроме впечатлений от регаты я делюсь своим пережитым опытом и спрашиваю совет о модернизации транца. Так что попробую всё же сюда.
Предыстория.
Осень 2019, строю эпичные планы по походу на Средиземку, но море это серьёзно и нужно подстраховаться моторчиком. В начале сентября я заказывал мотор сузуки 2,5DF с ногой L, но он так и не пришел, правда об этом мне сообщили только в марте.
Красавцы! С дуба рухнули? И главное как своевременно.
В итоге стал владельцем длинноногого Меркури 3,5.
Ок. Не вопрос. Это почти вписывается в разрешенную для Д17 мощность. 3.5 это ж почти 3.3? Тем более что транец на д17 и д19 один и тот же, отличается от младших лишь опорой на следующую балку. А на Д19 вообще 5-ку можно вешать. Кстати, любопытный факт, на Д15, транец без доп упора, но там тоже разрешен мотор мощностью 3.3.
В любом случае мотор куплен. Сам он тяжеловат, около 19 кг. Но так может и надёжнее? Может ресурс больше? Дуракоустойчивость выше?
И тут... пришел COVID...
А с ним накрылись планы на море, как, в общем-то, и сам сезон 2020. Удалось сбросить кат на воду лишь 2 раза. Родной яхтклуб был закрыт на карантин, а соседние отчего-то отказались принимать любые каты... Первый сброс на воду произошел в середине августа. Маленький двухдневный поход. Собирать кат очень долго, так что фактически один день с маленьким хвостиком. К концу второго дня отключили ветер и надо же начать обкатку нового мотора, уж и сезон подходит к концу...
Вешаю мотор на транец, и как то мне не нравится угол, под которым он находится после включения. Градусов на 60 относительно вертикали заходит под кат... регулировка ноги позволила уменьшить угол до 45. Всё равно дичь. Шел на малых и под конец даже ненадолго рисковал включать средние обороты. Всё по мануалу обкатки. Мотор преподнёс ряд неприятных сюрпризов с заводкой, но это отдельная тема итогом которой стала покупка эфира для быстрого старта и надежда на регулировки в СЦ после обкатки...
Ещё одним итогом стал вывод о странностях конструкции даковского транца. Ну ладно, наращу длину вставками между скобой упора и плитой транца. Вставки из широких дюралевых колец и одного пластикового, которое изначально в транце стояло (да транец БУ, но он даковский). Забегая вперёд, мягко говоря, это была не самая лучшая идея. Вернее как, идея нормальная, но вот исполнение подкачало...
И вот, среда 23-го сентября. Собираю кат. Транец сидит на кормовой балке почти вертикально, что внушает оптимизм, ведь правильная установка мотора залог долгой и нормальной работы, а так же максимального КПД. Однако не обошлось и без ложки дёгтя, сама опора транца ещё сильнее стала упираться в переднюю балку кормовой сетки, и как-то нехотя упиралась в заднюю балку трамплина. Ничего, чтобы упор не соскочил, я его дополнительно зафиксировал верёвкой.
24-е. Первый день соревнований. Слабый ветер, под геннакером часов за 6 дошли от Печенег до СС (Старый Салтов). Всё классно, но ветер отключили, а один кат так и не дошел. Это был Д13. Мотор надо обкатать и это можно совместить со спасательными работами. Не дошел Женя, хозяин Д13, совсем чуть-чуть, так что забрали быстро. Сама нога мотора лишь немного заходила под кат. До пациента долетел на средних оборотах, а обратно шел на малых. Всем доволен. Эмоции, позитив, жизнь прекрасна.
Ах да, спасли то мы двоих, на Д 13 экипаж состоял из самого капитана и Барика - его пса.
25-е. Второй день соревнований. Идём против ветра от СС обратно на Печенеги. Ветер хороший, не то что день назад, в лавировку дошли где-то тоже часов за 6. На этот раз не дошел крупный самодельный катамаран Доктора, Неистовый Катарсис, если я правильно запомнил название этого монстра где-то 8 метров длинной. Ветер отключили. Но я ж готов? И вот идём от Печенег в сторону Мартовой. Ветра почти нет, волн само собой тоже… иду на средних, но нужно же через каждые 10 минут средних оборотов включать на 1 минуту максимальные обороты. Максимальные по звуку совсем не отличались от средних. Скорее всего, стоит ограничитель для обкатки.
ХЛОП!
И мотор полностью ложится на воду. Нога параллельна палубе, голова мотора на половину в воде, но ещё урчит. Как позже выяснилось, тонюсенькую пластиковую шайбу раздавило, а болт из нержавейки, что держал опору на заднюю балку трамплина, свернуло под 45 градусов. В результате чего опора перестала выполнять свои функции.
Сумерки. Спасаемый кат угадывается впереди, ветра почти нет, берег далеко. Здравствуй экстрим. Пошел спасать. Создаём себе проблемы и героически их решаем... Эмоций через край но что-то все нецензурные.
Выдёргиваю чеку, тяну мотор за ручку. Воды вроде не сильно хлебнул, под колпаком практически сухо но, не заводится. Эфир спасает дело и на минимальных оборотах ползу в сторону спасаемого. Ползу, держа рукой транспортировочную ручку головы мотора (если я правильно понимаю назначение этой ручки). Хорошо, что у спасаемого был свой транец. Дошли до лагеря. Настроение так себе. Радует только, что мотор обошелся лёгким испугом. Я готовился к худшему.
Утро приносит подробности произошедшего с транцем. Добрые люди на якоре выровняли болт. Шайбы снял. Скобу между плитой и опорой жестко притянул… само собой изначально мотор будет уходить под низ ката и работать неэффективно, ну да и демоны с ним, лишь бы вообще работал. Возился долго и старт 3-го этапа, третьего дня соревнований, 26-е число, застаёт откровенно неготовым…. Ладно, мотор бросаю на перед носовой сетки, старт… а нет, отвязался трос опускания шверта, ныряю под кат, быстро вяжу, мой Д17 стремится за ушедшими ранее... ставлю геннакер... да твою же... как так?! один из концов генакер шкоты отвязался. Майнаю геннакер, вяжу узел. Вперёд! Да блин. Пересекается проводка, ещё раз развязать, провести, завязать! Ветер несёт в сторону Мартового. Обходим указанный в задании остров, чиркая швертом дно. ДА! Обошли. Рубимся против ветра и... и тут что-то пошло не так.
Ветер крепчает, поднимаются волны. На гребне волн образуются барашки. То есть минимум 4, а то и все 5 балов по шкале Бофорта. Первая волна поднимает нос ката, а во вторую этот нос врезается. И так циклично. Шкотовый сидящий по центру ката ловит лицом брызги, рулевой условно сух. Т.к. полноценный непром был только у меня, то шкотовым пришлось быть мне. Не имея возможности управлять катом, оставалось только верить в рулевого. Было немного страшно и классно. Тот самый адреналин, то самое чувство борьбы со стихией, чувство полёта! Вопреки всему идём вперёд, в лавировку, рассекая волны под углом около 45 градусов. Это был первый опыт подобного рода. Ранее в подобную погоду не выходили. Реально круто хоть и стрёмно. А грот то чуть-чуть стащило вниз... опыт полезный, явно навыки и понимание возросли на порядок. НО! Как всегда но, да, мой косяк, однако каждая вторая волна накрывала мотор густыми брызгами. Так что кроме всего прочего чувствовал боль за мотор. ЗА НОВЫЙ МОТОР! В предыдущие дни хоть заворачивал его в даковскую упаковку от ката, а тут, просто кинул на сетку, ведь погода такого не предвещала.
Не смотря на непром финишировал замёрзшим, ибо при старте было жарко а позже непром натянул на голое тело. Да, внутри сухо, но сам непром-то мокрый и ветер вытягивал тепло на ура.
Первым делом по высадке вскрываю голову и выливаю воду. Не так много как опасался, но она была, о чём ночью, забегая вперёд, сильно жалел. Итак, мотор сохнет. Я греюсь. Чай, алкоголь, мы живы, кат сдюжил. Что ещё надо?
Кстати, коллеги на Д17, Хаски, таки кильнулись. Правда как перевернулись, так сами же и вернули в рабочее положение, только насос утопили. А так прошли учения в условиях приближенных к боевым... надо будет и самому как ни будь в тёплое время года тоже потренироваться.
И тут выясняется, что пропало 3 ката.
Неистовый Катарсис, который предыдущим вечером спасали, вообще поломался. Лопнула подмачтовая центральная поперечная балка ближе к левому борту. Ребята выбросились и ждали вечера. По логике после 17-18 часов ветер выключают. Мотор им накануне доставили и переживать за них смысла не было, так что грядущая операция по спасению обходила их мимо. Но как же оставшиеся два? А именно ранее упомянутый Д13 и сопоставимый с ним твердокорпусный Хобби Кэт. Ребята прибились в одном месте, что облегчало поиск, но не сильно. Волнение отчего-то не стихало и операция отложилась аж до последнего... смеркалось.
Вышли я и коллега с катамарана Фрам. Шли на средних оборотах, ветер и волны в корму. Ищем по описанию по телефону. У ребят фанариков нет. Зато разожгли костёр. Ищем. Находим. Выбрасываемся на берег. Хлоп стопку за встречу. Бак дозаправить, во избежание эксцессов. Вяжем каты гуськом, к моему Д17, Хобби Кэт, следом Д13. Вокруг темно. Идём по огням противоположного берега приблизительно в направлении лагеря. Само собой на средних.
Ветер свистит, норовит развернуть. Волна, подъём, спуск, брызги на переднюю сетку, где сидел штурман а по совместительству балластный матрос, что своим весом компенсировал усилия мотора. Рывок от буксируемых. Раз за разом. Волна, рывок. Волна, рывок.
ХЛОП!
Да как так то?! Ну твою же... Мотор ушел под кат градусов на 90! Нет никаких дополнительных элементов! Нет шайб! Чему там ломаться. Прыгаю с трамплина на сетку. Хватаю за ручку и тяну на себя, компенсируя угол. Эмоций через край! Но ни разу не положительных. Обороты на треть. Еле хватает для движения вперёд и борьбы с ветром и волнами. Чуть сбавишь, и уже разворачивает. Скорость по GPS со слов штурмана около 4-х км/ч. Сижу на сетке в раскорячку, одной рукой контролирую рули, второй мотор, непром задрался, бок продувает. И ничего не попишешь. До свидания почки? Что ещё может пойти не так? Эх и долго ж будем добираться. НО! Если кажется что всё плохо, не спешите с выводами. Ведь всегда может быть хуже.
И тут мотор заглох. По ходу он вспомнил, что днём его заливали. Предположительно в карбюратор попала вода… только что ж он это вспомнил только сейчас?!
Завёл! Выравниваю караван против ветра. Опять захлёбывается, прибавляю газа, но нет, не помогло... вновь заглох. Ветер почти мгновенно разворачивает д17 кормой к себе, и тащит назад. Хобик вперёд, буксировочные хобика и 13-го путаются. Саша с катамарана Фрам, мой временный напарник и штурман оказался опытным водномоторником и взялся за мотор. Я на нос.
Как же мне повезло с напарником. Да, у него мотор глох раз 6, но где-то раза 4 он так и не дал ему заглохнуть. Игрался с подсосом, газом... карбюраторная техника страшная вещь. Есть чему учиться. Впрочем, не об этом речь.
Случайно сбились с курса и пошли к противоположному берегу, но я вовремя осознал ошибку.
И вот вновь мотор глохнет, мой кат разворачивает кормой к ветру, все три ката переплетаются. Мотор вновь урчит, но на нейтралке, вперёд не тронешься, все три ката так переплело, что и днём не сразу распутаешься, фонарика 2 и оба на нашем кате. Само собой ветер нас тащит в сторону СС, и как же в такие моменты нам не хватало якоря...
Но и это героическое препятствие мы преодолели. Реверс рулит.
После очередного замолкания механического сердца нашего каравана с Д13 нам на палубу бросают собаку. Она носится по трамплину. Саша говорит, следи за собакой, они дурные могут сигануть в воду. Я в шоке. Подманиваю. Фиг там. С носа сильно не слезешь, мотор нос задирает а корму топит. Как то ухитрился схватить пса. Прижимаю. Бедолага дрожит. То ли страшно, то ли холодно, то ли оба варианта. Честно, я не разу не собачник, но животину стало жалко. Люди то ладно, дурные, сами себе такой экстрим организовали, а у животины выбора нет, следует за хозяином. Что вокруг происходит?! Зачем?! ЗА ЧТО?!
В общем прижал животину к жилету, чувствую от неё жар, закрываю спиной от ветра, вроде успокоилась. Т.к. я пишу, то не сложно догадаться, что на честном слове, но всё же дошли до лагеря направляемые светом фонарей.
И знаете что сломалось в этот раз на транце?
НИЧЕГО!
КАК ТАК?! Какого его так завернуло?! Почему?!! До сих пор не могу понять! Это что, саму раму растянуло на волнах?! Честно, просто жесть. Я всерьёз начал думать что Д17 и мотор принципиально несовместимы!
Ах да, самоделка Доктора, пока мы страдали, дошла своим ходом. Сняли гик и усилили им поломанную балку и дошли. На борту у них было чуть меньше 10 человек, больше половины из которых не имели до того дня ничего общего с парусами. Просто хотели прокатиться. И очень сомневаюсь, что после этого экстрима захотят вновь рискнуть.
Последний день соревнований. Воскресенье, 27-е число. Треугольники.
Ветер стих? Разбежались. На порывах нет-нет да начинал звенеть такелаж. Это уже где-то около 6 балов по шкале Бофорта. Идём зарифленными. Мотор отдал на катамаран Фрам. Утром разбирали карбюратор, дабы избавиться от воды. Обкатки ещё оставалось 2 часа. Но не о том речь.
На втором круге сорвало кепку с моей головы. Отработали манёвр человек за бортом. Кепку спасли, ну и что, что пришли последними, не за этим же шли, а за опытом и хорошей компанией.
На третьем кому-то поломало или просто сорвало мачту.
Четвёртого решили не делать. Многим ехать далеко, а некоторым очень далеко, каты ещё собирать, и не здесь, в лагере у леса, а на пляже у дамбы, где есть нормальный заезд и многие оставили свои машины.
Сворачиваем лагерь, грузим на мой дак. Мотор всё ещё на транце Фрама.
Да что там идти до дамбы? Ну в самом деле, что может пойти не так? Мы 3 раза обошли под этим ветром треугольники. Даже на одном баллоне несколько раз ходили, хотя невольно и сами этого не поняли, нам позже рассказали...
И?
И тут что-то пошло не так!
На полпути рвётся фал стакселя… жесть. Шли само собой бейдвиндом.
Мотора нет. Волнение балов 5, на порывах 6. Грот зарифлен и натянут, но всё равно треплет заднюю шкаторину. Верхняя лата не работает. Думаю, хоть бы парус не порвало. Весло-то есть, но против такого ветра, да и волны так себе перспектива. Телефоны глубоко в герме.
Грот не порвало, в лавировку таки дошли, и пусть последняя поломка и была неприятной неожиданностью, но ни к чему фатальному не привела и хорошо, что произошла в самом конце. А могло и на треугольниках порвать или вообще в Сб. В общем такие моменты ярче запоминаются и я не жалею.
Выводы? Разные и неоднозначные.
В любом случае это был интересный и очень полезный опыт. Экстрим, приключения, превозмогания. Хорошо, что рядом были люди на чью помощь можно было рассчитывать, а не в одиночку где-то в море. Узнать что транца фактически нет, когда мотор был критически важен та ещё радость и хорошо, если за это не придётся платить жизнью или здоровьем.
Фалы нужно заменить на дайнэмо. Да понятно что будут иные какие-нибудь слабые места, как минимум паруса может порвать... кстати, задумываюсь о штормовом стакселе ведь его площадь в отличии от грота не уменьшишь. Не мотать же на штаг, чего доброго ещё частично стянет, перекрутит и порвёт. Кстати, на гроте не хватает по центру люверсов, хотя бы пары штучек или банально просто завязок, что б подобрать не используемую часть паруса, а вокруг гика из-за оттяжки не намотаешь.
Транец. К сожалению это очень больная тема. ОЧЕНЬ!
На этих соревнованиях я увидел на двух Даках ещё 2 транца. Первый, визуально брат близнец моего, хотя со штангелем и рулеткой не мерял. Мало ли, вдруг у него плита выше и упор длиннее. И второй, силуэтом похожий на перевёрнутый скворечник с двускатной крышей. Явно более продвинутая конструкция. За счёт клина вниз должен давать меньше брызг, встречаясь с волнами, да и упор расположен ниже, жестче должна быть конструкция, меньше рычаг.
Водостойкую фанеру поищу и попробую изобразить нечто схожее, но хватит ли этого? Сильно сомневаюсь. Ведь мотор должен быть перпендикулярен плоскости воды. Не назад отставлен, глисс не нужен, ни под лодку, т.к. усилия мотора будут тратиться не только в горизонтальной плоскости, но и вертикальной. Корму всё равно не поднимет, нужно просто уравновешивать нос, а часть усилий будет уходить без пользы. То есть снижение КПД мотора.
А для правильного угла нужен более длинный рычаг. Сделать толстые вставки на транце изменив угол упора? Заменить упор на более длинный и жесткий? Например, профилированную трубу из нержавейки?
А как быть с жесткостью самой рамы? События позднего вечера Сб. Ведь ничего не сломалось, но как то его ещё сильнее провернуло... дополнительно стягивать верёвками кормовую балку и заднюю трамплина? Так по центру места нет, там и гикошкота крепится, и блок опускания шверта, и передняя балка кормовой сетки примотана. Только маленький пятачок под упор транца. Резать ПВХ трамплина? Ой как неохота. Да и как не крути, а это странные колхозные решения. Нет ну а что, если исходить из этой логики, то можно сразу примотать мотор. Да понадёжнее, так что б уже и не крутился, рули то есть. А реверс у маломощных моторчиков обеспечиваемый разворотом на 360 и подработка мотором в бок, ну в самом деле, о чём вы.
Без шуток, я очень надеюсь, что у меня просто-напросто старая, ушатанная, ранняя ревизия даковских транцев. Иначе я не могу понять – КАК ТАК?! И ЗА ЧТО ТАКИЕ ДЕНЬГИ?! 150 евриков если не ошибаюсь. И за ЭТО?!
Если кто что порекомендует по модернизации транца, буду рад.
Предыстория.
Осень 2019, строю эпичные планы по походу на Средиземку, но море это серьёзно и нужно подстраховаться моторчиком. В начале сентября я заказывал мотор сузуки 2,5DF с ногой L, но он так и не пришел, правда об этом мне сообщили только в марте.
Красавцы! С дуба рухнули? И главное как своевременно.
В итоге стал владельцем длинноногого Меркури 3,5.
Ок. Не вопрос. Это почти вписывается в разрешенную для Д17 мощность. 3.5 это ж почти 3.3? Тем более что транец на д17 и д19 один и тот же, отличается от младших лишь опорой на следующую балку. А на Д19 вообще 5-ку можно вешать. Кстати, любопытный факт, на Д15, транец без доп упора, но там тоже разрешен мотор мощностью 3.3.
В любом случае мотор куплен. Сам он тяжеловат, около 19 кг. Но так может и надёжнее? Может ресурс больше? Дуракоустойчивость выше?
И тут... пришел COVID...
А с ним накрылись планы на море, как, в общем-то, и сам сезон 2020. Удалось сбросить кат на воду лишь 2 раза. Родной яхтклуб был закрыт на карантин, а соседние отчего-то отказались принимать любые каты... Первый сброс на воду произошел в середине августа. Маленький двухдневный поход. Собирать кат очень долго, так что фактически один день с маленьким хвостиком. К концу второго дня отключили ветер и надо же начать обкатку нового мотора, уж и сезон подходит к концу...
Вешаю мотор на транец, и как то мне не нравится угол, под которым он находится после включения. Градусов на 60 относительно вертикали заходит под кат... регулировка ноги позволила уменьшить угол до 45. Всё равно дичь. Шел на малых и под конец даже ненадолго рисковал включать средние обороты. Всё по мануалу обкатки. Мотор преподнёс ряд неприятных сюрпризов с заводкой, но это отдельная тема итогом которой стала покупка эфира для быстрого старта и надежда на регулировки в СЦ после обкатки...
Ещё одним итогом стал вывод о странностях конструкции даковского транца. Ну ладно, наращу длину вставками между скобой упора и плитой транца. Вставки из широких дюралевых колец и одного пластикового, которое изначально в транце стояло (да транец БУ, но он даковский). Забегая вперёд, мягко говоря, это была не самая лучшая идея. Вернее как, идея нормальная, но вот исполнение подкачало...
И вот, среда 23-го сентября. Собираю кат. Транец сидит на кормовой балке почти вертикально, что внушает оптимизм, ведь правильная установка мотора залог долгой и нормальной работы, а так же максимального КПД. Однако не обошлось и без ложки дёгтя, сама опора транца ещё сильнее стала упираться в переднюю балку кормовой сетки, и как-то нехотя упиралась в заднюю балку трамплина. Ничего, чтобы упор не соскочил, я его дополнительно зафиксировал верёвкой.
24-е. Первый день соревнований. Слабый ветер, под геннакером часов за 6 дошли от Печенег до СС (Старый Салтов). Всё классно, но ветер отключили, а один кат так и не дошел. Это был Д13. Мотор надо обкатать и это можно совместить со спасательными работами. Не дошел Женя, хозяин Д13, совсем чуть-чуть, так что забрали быстро. Сама нога мотора лишь немного заходила под кат. До пациента долетел на средних оборотах, а обратно шел на малых. Всем доволен. Эмоции, позитив, жизнь прекрасна.
Ах да, спасли то мы двоих, на Д 13 экипаж состоял из самого капитана и Барика - его пса.
25-е. Второй день соревнований. Идём против ветра от СС обратно на Печенеги. Ветер хороший, не то что день назад, в лавировку дошли где-то тоже часов за 6. На этот раз не дошел крупный самодельный катамаран Доктора, Неистовый Катарсис, если я правильно запомнил название этого монстра где-то 8 метров длинной. Ветер отключили. Но я ж готов? И вот идём от Печенег в сторону Мартовой. Ветра почти нет, волн само собой тоже… иду на средних, но нужно же через каждые 10 минут средних оборотов включать на 1 минуту максимальные обороты. Максимальные по звуку совсем не отличались от средних. Скорее всего, стоит ограничитель для обкатки.
ХЛОП!
И мотор полностью ложится на воду. Нога параллельна палубе, голова мотора на половину в воде, но ещё урчит. Как позже выяснилось, тонюсенькую пластиковую шайбу раздавило, а болт из нержавейки, что держал опору на заднюю балку трамплина, свернуло под 45 градусов. В результате чего опора перестала выполнять свои функции.
Сумерки. Спасаемый кат угадывается впереди, ветра почти нет, берег далеко. Здравствуй экстрим. Пошел спасать. Создаём себе проблемы и героически их решаем... Эмоций через край но что-то все нецензурные.
Выдёргиваю чеку, тяну мотор за ручку. Воды вроде не сильно хлебнул, под колпаком практически сухо но, не заводится. Эфир спасает дело и на минимальных оборотах ползу в сторону спасаемого. Ползу, держа рукой транспортировочную ручку головы мотора (если я правильно понимаю назначение этой ручки). Хорошо, что у спасаемого был свой транец. Дошли до лагеря. Настроение так себе. Радует только, что мотор обошелся лёгким испугом. Я готовился к худшему.
Утро приносит подробности произошедшего с транцем. Добрые люди на якоре выровняли болт. Шайбы снял. Скобу между плитой и опорой жестко притянул… само собой изначально мотор будет уходить под низ ката и работать неэффективно, ну да и демоны с ним, лишь бы вообще работал. Возился долго и старт 3-го этапа, третьего дня соревнований, 26-е число, застаёт откровенно неготовым…. Ладно, мотор бросаю на перед носовой сетки, старт… а нет, отвязался трос опускания шверта, ныряю под кат, быстро вяжу, мой Д17 стремится за ушедшими ранее... ставлю геннакер... да твою же... как так?! один из концов генакер шкоты отвязался. Майнаю геннакер, вяжу узел. Вперёд! Да блин. Пересекается проводка, ещё раз развязать, провести, завязать! Ветер несёт в сторону Мартового. Обходим указанный в задании остров, чиркая швертом дно. ДА! Обошли. Рубимся против ветра и... и тут что-то пошло не так.
Ветер крепчает, поднимаются волны. На гребне волн образуются барашки. То есть минимум 4, а то и все 5 балов по шкале Бофорта. Первая волна поднимает нос ката, а во вторую этот нос врезается. И так циклично. Шкотовый сидящий по центру ката ловит лицом брызги, рулевой условно сух. Т.к. полноценный непром был только у меня, то шкотовым пришлось быть мне. Не имея возможности управлять катом, оставалось только верить в рулевого. Было немного страшно и классно. Тот самый адреналин, то самое чувство борьбы со стихией, чувство полёта! Вопреки всему идём вперёд, в лавировку, рассекая волны под углом около 45 градусов. Это был первый опыт подобного рода. Ранее в подобную погоду не выходили. Реально круто хоть и стрёмно. А грот то чуть-чуть стащило вниз... опыт полезный, явно навыки и понимание возросли на порядок. НО! Как всегда но, да, мой косяк, однако каждая вторая волна накрывала мотор густыми брызгами. Так что кроме всего прочего чувствовал боль за мотор. ЗА НОВЫЙ МОТОР! В предыдущие дни хоть заворачивал его в даковскую упаковку от ката, а тут, просто кинул на сетку, ведь погода такого не предвещала.
Не смотря на непром финишировал замёрзшим, ибо при старте было жарко а позже непром натянул на голое тело. Да, внутри сухо, но сам непром-то мокрый и ветер вытягивал тепло на ура.
Первым делом по высадке вскрываю голову и выливаю воду. Не так много как опасался, но она была, о чём ночью, забегая вперёд, сильно жалел. Итак, мотор сохнет. Я греюсь. Чай, алкоголь, мы живы, кат сдюжил. Что ещё надо?
Кстати, коллеги на Д17, Хаски, таки кильнулись. Правда как перевернулись, так сами же и вернули в рабочее положение, только насос утопили. А так прошли учения в условиях приближенных к боевым... надо будет и самому как ни будь в тёплое время года тоже потренироваться.
И тут выясняется, что пропало 3 ката.
Неистовый Катарсис, который предыдущим вечером спасали, вообще поломался. Лопнула подмачтовая центральная поперечная балка ближе к левому борту. Ребята выбросились и ждали вечера. По логике после 17-18 часов ветер выключают. Мотор им накануне доставили и переживать за них смысла не было, так что грядущая операция по спасению обходила их мимо. Но как же оставшиеся два? А именно ранее упомянутый Д13 и сопоставимый с ним твердокорпусный Хобби Кэт. Ребята прибились в одном месте, что облегчало поиск, но не сильно. Волнение отчего-то не стихало и операция отложилась аж до последнего... смеркалось.
Вышли я и коллега с катамарана Фрам. Шли на средних оборотах, ветер и волны в корму. Ищем по описанию по телефону. У ребят фанариков нет. Зато разожгли костёр. Ищем. Находим. Выбрасываемся на берег. Хлоп стопку за встречу. Бак дозаправить, во избежание эксцессов. Вяжем каты гуськом, к моему Д17, Хобби Кэт, следом Д13. Вокруг темно. Идём по огням противоположного берега приблизительно в направлении лагеря. Само собой на средних.
Ветер свистит, норовит развернуть. Волна, подъём, спуск, брызги на переднюю сетку, где сидел штурман а по совместительству балластный матрос, что своим весом компенсировал усилия мотора. Рывок от буксируемых. Раз за разом. Волна, рывок. Волна, рывок.
ХЛОП!
Да как так то?! Ну твою же... Мотор ушел под кат градусов на 90! Нет никаких дополнительных элементов! Нет шайб! Чему там ломаться. Прыгаю с трамплина на сетку. Хватаю за ручку и тяну на себя, компенсируя угол. Эмоций через край! Но ни разу не положительных. Обороты на треть. Еле хватает для движения вперёд и борьбы с ветром и волнами. Чуть сбавишь, и уже разворачивает. Скорость по GPS со слов штурмана около 4-х км/ч. Сижу на сетке в раскорячку, одной рукой контролирую рули, второй мотор, непром задрался, бок продувает. И ничего не попишешь. До свидания почки? Что ещё может пойти не так? Эх и долго ж будем добираться. НО! Если кажется что всё плохо, не спешите с выводами. Ведь всегда может быть хуже.
И тут мотор заглох. По ходу он вспомнил, что днём его заливали. Предположительно в карбюратор попала вода… только что ж он это вспомнил только сейчас?!
Завёл! Выравниваю караван против ветра. Опять захлёбывается, прибавляю газа, но нет, не помогло... вновь заглох. Ветер почти мгновенно разворачивает д17 кормой к себе, и тащит назад. Хобик вперёд, буксировочные хобика и 13-го путаются. Саша с катамарана Фрам, мой временный напарник и штурман оказался опытным водномоторником и взялся за мотор. Я на нос.
Как же мне повезло с напарником. Да, у него мотор глох раз 6, но где-то раза 4 он так и не дал ему заглохнуть. Игрался с подсосом, газом... карбюраторная техника страшная вещь. Есть чему учиться. Впрочем, не об этом речь.
Случайно сбились с курса и пошли к противоположному берегу, но я вовремя осознал ошибку.
И вот вновь мотор глохнет, мой кат разворачивает кормой к ветру, все три ката переплетаются. Мотор вновь урчит, но на нейтралке, вперёд не тронешься, все три ката так переплело, что и днём не сразу распутаешься, фонарика 2 и оба на нашем кате. Само собой ветер нас тащит в сторону СС, и как же в такие моменты нам не хватало якоря...
Но и это героическое препятствие мы преодолели. Реверс рулит.
После очередного замолкания механического сердца нашего каравана с Д13 нам на палубу бросают собаку. Она носится по трамплину. Саша говорит, следи за собакой, они дурные могут сигануть в воду. Я в шоке. Подманиваю. Фиг там. С носа сильно не слезешь, мотор нос задирает а корму топит. Как то ухитрился схватить пса. Прижимаю. Бедолага дрожит. То ли страшно, то ли холодно, то ли оба варианта. Честно, я не разу не собачник, но животину стало жалко. Люди то ладно, дурные, сами себе такой экстрим организовали, а у животины выбора нет, следует за хозяином. Что вокруг происходит?! Зачем?! ЗА ЧТО?!
В общем прижал животину к жилету, чувствую от неё жар, закрываю спиной от ветра, вроде успокоилась. Т.к. я пишу, то не сложно догадаться, что на честном слове, но всё же дошли до лагеря направляемые светом фонарей.
И знаете что сломалось в этот раз на транце?
НИЧЕГО!
КАК ТАК?! Какого его так завернуло?! Почему?!! До сих пор не могу понять! Это что, саму раму растянуло на волнах?! Честно, просто жесть. Я всерьёз начал думать что Д17 и мотор принципиально несовместимы!
Ах да, самоделка Доктора, пока мы страдали, дошла своим ходом. Сняли гик и усилили им поломанную балку и дошли. На борту у них было чуть меньше 10 человек, больше половины из которых не имели до того дня ничего общего с парусами. Просто хотели прокатиться. И очень сомневаюсь, что после этого экстрима захотят вновь рискнуть.
Последний день соревнований. Воскресенье, 27-е число. Треугольники.
Ветер стих? Разбежались. На порывах нет-нет да начинал звенеть такелаж. Это уже где-то около 6 балов по шкале Бофорта. Идём зарифленными. Мотор отдал на катамаран Фрам. Утром разбирали карбюратор, дабы избавиться от воды. Обкатки ещё оставалось 2 часа. Но не о том речь.
На втором круге сорвало кепку с моей головы. Отработали манёвр человек за бортом. Кепку спасли, ну и что, что пришли последними, не за этим же шли, а за опытом и хорошей компанией.
На третьем кому-то поломало или просто сорвало мачту.
Четвёртого решили не делать. Многим ехать далеко, а некоторым очень далеко, каты ещё собирать, и не здесь, в лагере у леса, а на пляже у дамбы, где есть нормальный заезд и многие оставили свои машины.
Сворачиваем лагерь, грузим на мой дак. Мотор всё ещё на транце Фрама.
Да что там идти до дамбы? Ну в самом деле, что может пойти не так? Мы 3 раза обошли под этим ветром треугольники. Даже на одном баллоне несколько раз ходили, хотя невольно и сами этого не поняли, нам позже рассказали...
И?
И тут что-то пошло не так!
На полпути рвётся фал стакселя… жесть. Шли само собой бейдвиндом.
Мотора нет. Волнение балов 5, на порывах 6. Грот зарифлен и натянут, но всё равно треплет заднюю шкаторину. Верхняя лата не работает. Думаю, хоть бы парус не порвало. Весло-то есть, но против такого ветра, да и волны так себе перспектива. Телефоны глубоко в герме.
Грот не порвало, в лавировку таки дошли, и пусть последняя поломка и была неприятной неожиданностью, но ни к чему фатальному не привела и хорошо, что произошла в самом конце. А могло и на треугольниках порвать или вообще в Сб. В общем такие моменты ярче запоминаются и я не жалею.
Выводы? Разные и неоднозначные.
В любом случае это был интересный и очень полезный опыт. Экстрим, приключения, превозмогания. Хорошо, что рядом были люди на чью помощь можно было рассчитывать, а не в одиночку где-то в море. Узнать что транца фактически нет, когда мотор был критически важен та ещё радость и хорошо, если за это не придётся платить жизнью или здоровьем.
Фалы нужно заменить на дайнэмо. Да понятно что будут иные какие-нибудь слабые места, как минимум паруса может порвать... кстати, задумываюсь о штормовом стакселе ведь его площадь в отличии от грота не уменьшишь. Не мотать же на штаг, чего доброго ещё частично стянет, перекрутит и порвёт. Кстати, на гроте не хватает по центру люверсов, хотя бы пары штучек или банально просто завязок, что б подобрать не используемую часть паруса, а вокруг гика из-за оттяжки не намотаешь.
Транец. К сожалению это очень больная тема. ОЧЕНЬ!
На этих соревнованиях я увидел на двух Даках ещё 2 транца. Первый, визуально брат близнец моего, хотя со штангелем и рулеткой не мерял. Мало ли, вдруг у него плита выше и упор длиннее. И второй, силуэтом похожий на перевёрнутый скворечник с двускатной крышей. Явно более продвинутая конструкция. За счёт клина вниз должен давать меньше брызг, встречаясь с волнами, да и упор расположен ниже, жестче должна быть конструкция, меньше рычаг.
Водостойкую фанеру поищу и попробую изобразить нечто схожее, но хватит ли этого? Сильно сомневаюсь. Ведь мотор должен быть перпендикулярен плоскости воды. Не назад отставлен, глисс не нужен, ни под лодку, т.к. усилия мотора будут тратиться не только в горизонтальной плоскости, но и вертикальной. Корму всё равно не поднимет, нужно просто уравновешивать нос, а часть усилий будет уходить без пользы. То есть снижение КПД мотора.
А для правильного угла нужен более длинный рычаг. Сделать толстые вставки на транце изменив угол упора? Заменить упор на более длинный и жесткий? Например, профилированную трубу из нержавейки?
А как быть с жесткостью самой рамы? События позднего вечера Сб. Ведь ничего не сломалось, но как то его ещё сильнее провернуло... дополнительно стягивать верёвками кормовую балку и заднюю трамплина? Так по центру места нет, там и гикошкота крепится, и блок опускания шверта, и передняя балка кормовой сетки примотана. Только маленький пятачок под упор транца. Резать ПВХ трамплина? Ой как неохота. Да и как не крути, а это странные колхозные решения. Нет ну а что, если исходить из этой логики, то можно сразу примотать мотор. Да понадёжнее, так что б уже и не крутился, рули то есть. А реверс у маломощных моторчиков обеспечиваемый разворотом на 360 и подработка мотором в бок, ну в самом деле, о чём вы.
Без шуток, я очень надеюсь, что у меня просто-напросто старая, ушатанная, ранняя ревизия даковских транцев. Иначе я не могу понять – КАК ТАК?! И ЗА ЧТО ТАКИЕ ДЕНЬГИ?! 150 евриков если не ошибаюсь. И за ЭТО?!
Если кто что порекомендует по модернизации транца, буду рад.