Печенежская Волна 2020 или экстремальный транец - убийца моторов.

Полезные советы и рекомендации
Ответить
Аватара пользователя
Zeleny
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Чт май 03, 2018 9:21 pm

Печенежская Волна 2020 или экстремальный транец - убийца моторов.

Сообщение Zeleny » Сб окт 03, 2020 8:25 pm

Честно говоря не уверен в какой раздел отнести этот пост. В регаты 2020? Так этого раздела нет. А кроме впечатлений от регаты я делюсь своим пережитым опытом и спрашиваю совет о модернизации транца. Так что попробую всё же сюда.
Предыстория.
Осень 2019, строю эпичные планы по походу на Средиземку, но море это серьёзно и нужно подстраховаться моторчиком. В начале сентября я заказывал мотор сузуки 2,5DF с ногой L, но он так и не пришел, правда об этом мне сообщили только в марте.
Красавцы! С дуба рухнули? И главное как своевременно.
В итоге стал владельцем длинноногого Меркури 3,5.
Ок. Не вопрос. Это почти вписывается в разрешенную для Д17 мощность. 3.5 это ж почти 3.3? Тем более что транец на д17 и д19 один и тот же, отличается от младших лишь опорой на следующую балку. А на Д19 вообще 5-ку можно вешать. Кстати, любопытный факт, на Д15, транец без доп упора, но там тоже разрешен мотор мощностью 3.3.
В любом случае мотор куплен. Сам он тяжеловат, около 19 кг. Но так может и надёжнее? Может ресурс больше? Дуракоустойчивость выше?
И тут... пришел COVID...
А с ним накрылись планы на море, как, в общем-то, и сам сезон 2020. Удалось сбросить кат на воду лишь 2 раза. Родной яхтклуб был закрыт на карантин, а соседние отчего-то отказались принимать любые каты... Первый сброс на воду произошел в середине августа. Маленький двухдневный поход. Собирать кат очень долго, так что фактически один день с маленьким хвостиком. К концу второго дня отключили ветер и надо же начать обкатку нового мотора, уж и сезон подходит к концу...
Вешаю мотор на транец, и как то мне не нравится угол, под которым он находится после включения. Градусов на 60 относительно вертикали заходит под кат... регулировка ноги позволила уменьшить угол до 45. Всё равно дичь. Шел на малых и под конец даже ненадолго рисковал включать средние обороты. Всё по мануалу обкатки. Мотор преподнёс ряд неприятных сюрпризов с заводкой, но это отдельная тема итогом которой стала покупка эфира для быстрого старта и надежда на регулировки в СЦ после обкатки...
Ещё одним итогом стал вывод о странностях конструкции даковского транца. Ну ладно, наращу длину вставками между скобой упора и плитой транца. Вставки из широких дюралевых колец и одного пластикового, которое изначально в транце стояло (да транец БУ, но он даковский). Забегая вперёд, мягко говоря, это была не самая лучшая идея. Вернее как, идея нормальная, но вот исполнение подкачало...
И вот, среда 23-го сентября. Собираю кат. Транец сидит на кормовой балке почти вертикально, что внушает оптимизм, ведь правильная установка мотора залог долгой и нормальной работы, а так же максимального КПД. Однако не обошлось и без ложки дёгтя, сама опора транца ещё сильнее стала упираться в переднюю балку кормовой сетки, и как-то нехотя упиралась в заднюю балку трамплина. Ничего, чтобы упор не соскочил, я его дополнительно зафиксировал верёвкой.
24-е. Первый день соревнований. Слабый ветер, под геннакером часов за 6 дошли от Печенег до СС (Старый Салтов). Всё классно, но ветер отключили, а один кат так и не дошел. Это был Д13. Мотор надо обкатать и это можно совместить со спасательными работами. Не дошел Женя, хозяин Д13, совсем чуть-чуть, так что забрали быстро. Сама нога мотора лишь немного заходила под кат. До пациента долетел на средних оборотах, а обратно шел на малых. Всем доволен. Эмоции, позитив, жизнь прекрасна.
Ах да, спасли то мы двоих, на Д 13 экипаж состоял из самого капитана и Барика - его пса. :)
25-е. Второй день соревнований. Идём против ветра от СС обратно на Печенеги. Ветер хороший, не то что день назад, в лавировку дошли где-то тоже часов за 6. На этот раз не дошел крупный самодельный катамаран Доктора, Неистовый Катарсис, если я правильно запомнил название этого монстра где-то 8 метров длинной. Ветер отключили. Но я ж готов? И вот идём от Печенег в сторону Мартовой. Ветра почти нет, волн само собой тоже… иду на средних, но нужно же через каждые 10 минут средних оборотов включать на 1 минуту максимальные обороты. Максимальные по звуку совсем не отличались от средних. Скорее всего, стоит ограничитель для обкатки.
ХЛОП!
И мотор полностью ложится на воду. Нога параллельна палубе, голова мотора на половину в воде, но ещё урчит. Как позже выяснилось, тонюсенькую пластиковую шайбу раздавило, а болт из нержавейки, что держал опору на заднюю балку трамплина, свернуло под 45 градусов. В результате чего опора перестала выполнять свои функции.
Сумерки. Спасаемый кат угадывается впереди, ветра почти нет, берег далеко. Здравствуй экстрим. Пошел спасать. Создаём себе проблемы и героически их решаем... Эмоций через край но что-то все нецензурные.
Выдёргиваю чеку, тяну мотор за ручку. Воды вроде не сильно хлебнул, под колпаком практически сухо но, не заводится. Эфир спасает дело и на минимальных оборотах ползу в сторону спасаемого. Ползу, держа рукой транспортировочную ручку головы мотора (если я правильно понимаю назначение этой ручки). Хорошо, что у спасаемого был свой транец. Дошли до лагеря. Настроение так себе. Радует только, что мотор обошелся лёгким испугом. Я готовился к худшему.
Утро приносит подробности произошедшего с транцем. Добрые люди на якоре выровняли болт. Шайбы снял. Скобу между плитой и опорой жестко притянул… само собой изначально мотор будет уходить под низ ката и работать неэффективно, ну да и демоны с ним, лишь бы вообще работал. Возился долго и старт 3-го этапа, третьего дня соревнований, 26-е число, застаёт откровенно неготовым…. Ладно, мотор бросаю на перед носовой сетки, старт… а нет, отвязался трос опускания шверта, ныряю под кат, быстро вяжу, мой Д17 стремится за ушедшими ранее... ставлю геннакер... да твою же... как так?! один из концов генакер шкоты отвязался. Майнаю геннакер, вяжу узел. Вперёд! Да блин. Пересекается проводка, ещё раз развязать, провести, завязать! Ветер несёт в сторону Мартового. Обходим указанный в задании остров, чиркая швертом дно. ДА! Обошли. Рубимся против ветра и... и тут что-то пошло не так.
Ветер крепчает, поднимаются волны. На гребне волн образуются барашки. То есть минимум 4, а то и все 5 балов по шкале Бофорта. Первая волна поднимает нос ката, а во вторую этот нос врезается. И так циклично. Шкотовый сидящий по центру ката ловит лицом брызги, рулевой условно сух. Т.к. полноценный непром был только у меня, то шкотовым пришлось быть мне. Не имея возможности управлять катом, оставалось только верить в рулевого. Было немного страшно и классно. Тот самый адреналин, то самое чувство борьбы со стихией, чувство полёта! Вопреки всему идём вперёд, в лавировку, рассекая волны под углом около 45 градусов. Это был первый опыт подобного рода. Ранее в подобную погоду не выходили. Реально круто хоть и стрёмно. А грот то чуть-чуть стащило вниз... опыт полезный, явно навыки и понимание возросли на порядок. НО! Как всегда но, да, мой косяк, однако каждая вторая волна накрывала мотор густыми брызгами. Так что кроме всего прочего чувствовал боль за мотор. ЗА НОВЫЙ МОТОР! В предыдущие дни хоть заворачивал его в даковскую упаковку от ката, а тут, просто кинул на сетку, ведь погода такого не предвещала.
Не смотря на непром финишировал замёрзшим, ибо при старте было жарко а позже непром натянул на голое тело. Да, внутри сухо, но сам непром-то мокрый и ветер вытягивал тепло на ура.
Первым делом по высадке вскрываю голову и выливаю воду. Не так много как опасался, но она была, о чём ночью, забегая вперёд, сильно жалел. Итак, мотор сохнет. Я греюсь. Чай, алкоголь, мы живы, кат сдюжил. Что ещё надо?
Кстати, коллеги на Д17, Хаски, таки кильнулись. Правда как перевернулись, так сами же и вернули в рабочее положение, только насос утопили. А так прошли учения в условиях приближенных к боевым... надо будет и самому как ни будь в тёплое время года тоже потренироваться.
И тут выясняется, что пропало 3 ката.
Неистовый Катарсис, который предыдущим вечером спасали, вообще поломался. Лопнула подмачтовая центральная поперечная балка ближе к левому борту. Ребята выбросились и ждали вечера. По логике после 17-18 часов ветер выключают. Мотор им накануне доставили и переживать за них смысла не было, так что грядущая операция по спасению обходила их мимо. Но как же оставшиеся два? А именно ранее упомянутый Д13 и сопоставимый с ним твердокорпусный Хобби Кэт. Ребята прибились в одном месте, что облегчало поиск, но не сильно. Волнение отчего-то не стихало и операция отложилась аж до последнего... смеркалось.
Вышли я и коллега с катамарана Фрам. Шли на средних оборотах, ветер и волны в корму. Ищем по описанию по телефону. У ребят фанариков нет. Зато разожгли костёр. Ищем. Находим. Выбрасываемся на берег. Хлоп стопку за встречу. Бак дозаправить, во избежание эксцессов. Вяжем каты гуськом, к моему Д17, Хобби Кэт, следом Д13. Вокруг темно. Идём по огням противоположного берега приблизительно в направлении лагеря. Само собой на средних.
Ветер свистит, норовит развернуть. Волна, подъём, спуск, брызги на переднюю сетку, где сидел штурман а по совместительству балластный матрос, что своим весом компенсировал усилия мотора. Рывок от буксируемых. Раз за разом. Волна, рывок. Волна, рывок.
ХЛОП!
Да как так то?! Ну твою же... Мотор ушел под кат градусов на 90! Нет никаких дополнительных элементов! Нет шайб! Чему там ломаться. Прыгаю с трамплина на сетку. Хватаю за ручку и тяну на себя, компенсируя угол. Эмоций через край! Но ни разу не положительных. Обороты на треть. Еле хватает для движения вперёд и борьбы с ветром и волнами. Чуть сбавишь, и уже разворачивает. Скорость по GPS со слов штурмана около 4-х км/ч. Сижу на сетке в раскорячку, одной рукой контролирую рули, второй мотор, непром задрался, бок продувает. И ничего не попишешь. До свидания почки? Что ещё может пойти не так? Эх и долго ж будем добираться. НО! Если кажется что всё плохо, не спешите с выводами. Ведь всегда может быть хуже.
И тут мотор заглох. По ходу он вспомнил, что днём его заливали. Предположительно в карбюратор попала вода… только что ж он это вспомнил только сейчас?!
Завёл! Выравниваю караван против ветра. Опять захлёбывается, прибавляю газа, но нет, не помогло... вновь заглох. Ветер почти мгновенно разворачивает д17 кормой к себе, и тащит назад. Хобик вперёд, буксировочные хобика и 13-го путаются. Саша с катамарана Фрам, мой временный напарник и штурман оказался опытным водномоторником и взялся за мотор. Я на нос.
Как же мне повезло с напарником. Да, у него мотор глох раз 6, но где-то раза 4 он так и не дал ему заглохнуть. Игрался с подсосом, газом... карбюраторная техника страшная вещь. Есть чему учиться. Впрочем, не об этом речь.
Случайно сбились с курса и пошли к противоположному берегу, но я вовремя осознал ошибку.
И вот вновь мотор глохнет, мой кат разворачивает кормой к ветру, все три ката переплетаются. Мотор вновь урчит, но на нейтралке, вперёд не тронешься, все три ката так переплело, что и днём не сразу распутаешься, фонарика 2 и оба на нашем кате. Само собой ветер нас тащит в сторону СС, и как же в такие моменты нам не хватало якоря...
Но и это героическое препятствие мы преодолели. Реверс рулит.
После очередного замолкания механического сердца нашего каравана с Д13 нам на палубу бросают собаку. Она носится по трамплину. Саша говорит, следи за собакой, они дурные могут сигануть в воду. Я в шоке. Подманиваю. Фиг там. С носа сильно не слезешь, мотор нос задирает а корму топит. Как то ухитрился схватить пса. Прижимаю. Бедолага дрожит. То ли страшно, то ли холодно, то ли оба варианта. Честно, я не разу не собачник, но животину стало жалко. Люди то ладно, дурные, сами себе такой экстрим организовали, а у животины выбора нет, следует за хозяином. Что вокруг происходит?! Зачем?! ЗА ЧТО?!
В общем прижал животину к жилету, чувствую от неё жар, закрываю спиной от ветра, вроде успокоилась. Т.к. я пишу, то не сложно догадаться, что на честном слове, но всё же дошли до лагеря направляемые светом фонарей.
И знаете что сломалось в этот раз на транце?
НИЧЕГО!
КАК ТАК?! Какого его так завернуло?! Почему?!! До сих пор не могу понять! Это что, саму раму растянуло на волнах?! Честно, просто жесть. Я всерьёз начал думать что Д17 и мотор принципиально несовместимы!
Ах да, самоделка Доктора, пока мы страдали, дошла своим ходом. Сняли гик и усилили им поломанную балку и дошли. На борту у них было чуть меньше 10 человек, больше половины из которых не имели до того дня ничего общего с парусами. Просто хотели прокатиться. И очень сомневаюсь, что после этого экстрима захотят вновь рискнуть.
Последний день соревнований. Воскресенье, 27-е число. Треугольники.
Ветер стих? Разбежались. На порывах нет-нет да начинал звенеть такелаж. Это уже где-то около 6 балов по шкале Бофорта. Идём зарифленными. Мотор отдал на катамаран Фрам. Утром разбирали карбюратор, дабы избавиться от воды. Обкатки ещё оставалось 2 часа. Но не о том речь.
На втором круге сорвало кепку с моей головы. Отработали манёвр человек за бортом. Кепку спасли, ну и что, что пришли последними, не за этим же шли, а за опытом и хорошей компанией.
На третьем кому-то поломало или просто сорвало мачту.
Четвёртого решили не делать. Многим ехать далеко, а некоторым очень далеко, каты ещё собирать, и не здесь, в лагере у леса, а на пляже у дамбы, где есть нормальный заезд и многие оставили свои машины.
Сворачиваем лагерь, грузим на мой дак. Мотор всё ещё на транце Фрама.
Да что там идти до дамбы? Ну в самом деле, что может пойти не так? Мы 3 раза обошли под этим ветром треугольники. Даже на одном баллоне несколько раз ходили, хотя невольно и сами этого не поняли, нам позже рассказали...
И?
И тут что-то пошло не так!
На полпути рвётся фал стакселя… жесть. Шли само собой бейдвиндом.
Мотора нет. Волнение балов 5, на порывах 6. Грот зарифлен и натянут, но всё равно треплет заднюю шкаторину. Верхняя лата не работает. Думаю, хоть бы парус не порвало. Весло-то есть, но против такого ветра, да и волны так себе перспектива. Телефоны глубоко в герме.
Грот не порвало, в лавировку таки дошли, и пусть последняя поломка и была неприятной неожиданностью, но ни к чему фатальному не привела и хорошо, что произошла в самом конце. А могло и на треугольниках порвать или вообще в Сб. В общем такие моменты ярче запоминаются и я не жалею.
Выводы? Разные и неоднозначные.
В любом случае это был интересный и очень полезный опыт. Экстрим, приключения, превозмогания. Хорошо, что рядом были люди на чью помощь можно было рассчитывать, а не в одиночку где-то в море. Узнать что транца фактически нет, когда мотор был критически важен та ещё радость и хорошо, если за это не придётся платить жизнью или здоровьем.
Фалы нужно заменить на дайнэмо. Да понятно что будут иные какие-нибудь слабые места, как минимум паруса может порвать... кстати, задумываюсь о штормовом стакселе ведь его площадь в отличии от грота не уменьшишь. Не мотать же на штаг, чего доброго ещё частично стянет, перекрутит и порвёт. Кстати, на гроте не хватает по центру люверсов, хотя бы пары штучек или банально просто завязок, что б подобрать не используемую часть паруса, а вокруг гика из-за оттяжки не намотаешь.
Транец. К сожалению это очень больная тема. ОЧЕНЬ!
На этих соревнованиях я увидел на двух Даках ещё 2 транца. Первый, визуально брат близнец моего, хотя со штангелем и рулеткой не мерял. Мало ли, вдруг у него плита выше и упор длиннее. И второй, силуэтом похожий на перевёрнутый скворечник с двускатной крышей. Явно более продвинутая конструкция. За счёт клина вниз должен давать меньше брызг, встречаясь с волнами, да и упор расположен ниже, жестче должна быть конструкция, меньше рычаг.
Водостойкую фанеру поищу и попробую изобразить нечто схожее, но хватит ли этого? Сильно сомневаюсь. Ведь мотор должен быть перпендикулярен плоскости воды. Не назад отставлен, глисс не нужен, ни под лодку, т.к. усилия мотора будут тратиться не только в горизонтальной плоскости, но и вертикальной. Корму всё равно не поднимет, нужно просто уравновешивать нос, а часть усилий будет уходить без пользы. То есть снижение КПД мотора.
А для правильного угла нужен более длинный рычаг. Сделать толстые вставки на транце изменив угол упора? Заменить упор на более длинный и жесткий? Например, профилированную трубу из нержавейки?
А как быть с жесткостью самой рамы? События позднего вечера Сб. Ведь ничего не сломалось, но как то его ещё сильнее провернуло... дополнительно стягивать верёвками кормовую балку и заднюю трамплина? Так по центру места нет, там и гикошкота крепится, и блок опускания шверта, и передняя балка кормовой сетки примотана. Только маленький пятачок под упор транца. Резать ПВХ трамплина? Ой как неохота. Да и как не крути, а это странные колхозные решения. Нет ну а что, если исходить из этой логики, то можно сразу примотать мотор. Да понадёжнее, так что б уже и не крутился, рули то есть. А реверс у маломощных моторчиков обеспечиваемый разворотом на 360 и подработка мотором в бок, ну в самом деле, о чём вы.
Без шуток, я очень надеюсь, что у меня просто-напросто старая, ушатанная, ранняя ревизия даковских транцев. Иначе я не могу понять – КАК ТАК?! И ЗА ЧТО ТАКИЕ ДЕНЬГИ?! 150 евриков если не ошибаюсь. И за ЭТО?!
Если кто что порекомендует по модернизации транца, буду рад.
Вложения
IMG_20200924_110724.jpg
Чт. Старт из Печенег.
IMG_20200924_111502.jpg
Чт. По воде и так видно что ветра особо нет.
IMG_20200924_115420.jpg
Чт. Но всё же геннакеры вздымаются вверх.
IMG_20200924_124840.jpg
Чт. И мы медленно печально скользим.
IMG_20200924_172303.jpg
Чт. Финиш. База Соичи в р-не СС.
IMG_20200924_181900.jpg
Чт. Вечереет.
IMG_20200925_100223.jpg
Пт. Старт в сторону Печенег. Профиль.
IMG_20200925_100236.jpg
Пт. Тот же старт, только зад.
IMG_20200925_145914.jpg
Пт. И всё же ветер лучше чем в Чт.
IMG_20200925_145921.jpg
Пт. Около 15 часов... затяжнооой финишный рывок
IMG_20200926_114105.jpg
Сб. Обогнув остров.
IMG_20200926_114110.jpg
Сб. Движемся назад и ни что не предвещает печальную судьбу мотора.
IMG_20200926_123437.jpg
Сб. Но у природы иные планы.
IMG_20200926_173554.jpg
Сб. Смеркалось. Под берегом вроде тихо, но там, вдали крепчают волны и пропали наши потеряшки.
FB_IMG_1601411779233.jpg
Вс. Из FB. Последний день.
FB_IMG_1601411786441.jpg
Вс. Из FB. Последний день.
FB_IMG_1601411804178.jpg
Вс. Из FB. Последний день.
Аватара пользователя
emayd
Сообщения: 508
Зарегистрирован: Пн ноя 06, 2006 8:50 am

Re: Печенежская Волна 2020 или экстремальный транец - убийца моторов.

Сообщение emayd » Сб окт 10, 2020 9:10 am

Похожая ситуация с подворотом транца после переделки упора была у меня на Д19 на мысе Горн. Пришлось временно лепить упор из бревна :)
viewtopic.php?f=55&t=496&start=110#p2902

По возвращению сделал новый упор из коробчатого алюминиевого профиля с возможностью регулировать наклон транца.
Сейчас у меня новый транец с возможностью крепить за него стойку ветрогенератора и сонара.
Тут можно посмотреть - viewtopic.php?f=24&t=564

При использовании мотора нужно очень сильно набивать задний трамплин. И перенабить после первого-второга дня когда сетка растянулась при намокании.
Сейчас в походах я дополнительно стягиваю задний прямоугольник двумя диагональными стяжками. Использую Динемовкий ремень 25мм
https://www.liros.com/catalog/de/gurtba ... /?search=1
и
AK5253 - https://www.lindemann-kg.de/de/produkte ... RjaGV0Il0=

Еще, стандартный упор транца нужно правильно устанавливать. Труба натяжки трамплина должна проходить под трубой упора. Иначе может случиться, что если стать на задний трамплин, то труба натяжки надавит на упор, и может вывернуть место крепления упора на заднюю балку основного трамплина.

Если кто-то захочет удлинять упор транца, то лучше ставить плоскую проставку между упором и транцем. Да, и нижнии углы транца лучше подрезать, чтобы волна не так била - http://ducky.com.ua/forum/download/file ... &mode=view
Аватара пользователя
Zeleny
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Чт май 03, 2018 9:21 pm

Re: Печенежская Волна 2020 или экстремальный транец - убийца моторов.

Сообщение Zeleny » Вт окт 20, 2020 2:21 pm

Ясно, значит и у вас была беда-печаль со штатным даковским транцем. :(
Другое дело, что ваш пост датирован вообще 2013 годом, а значит транец так же может быть ранней версии. Может ребята всё же исправились? Ау?! Это вопрос к представителям даки. Ну, или хотя бы обладателям более поздних версий, если таковые существуют в природе.
Про доп фиксацию кормовой балки и задней трамплина я и так подумывал, вот только места для верёвок или лент особо не нашел. Центр и так плотно забит. Крепление блочка гикошкота, блочка опускания шверта, центральная верёвка натяжения кормовой сетки и маленький пятак под упор транца... и всё, более места нет. Думал верёвкой примотать балки друг к другу вдоль бортов, там немного, но место было. А резать сам трамплин как то не хочется…
Стандартный упор пропускать сквозь сетку? Я об это мельком задумывался, но так и не смог представить себе осуществление подобного решения, ну никак не лезло. В итоге сам упор, дабы он не выскакивал примотал к задней балке трамплина. Да я и сейчас не могу себе представить КАК?! Что снизу, что сверху, его будет пытаться сместить, только в разные стороны. Крайне не удачная реализация упора транца. Кстати ваш транец меня смущает местом сварки. Хотелось бы нечто цельное, Г образное.
Подумываю о доске по бокам усиленной двумя листами метала (если уж даже тонкая дюралевая трубка выдерживает, то почему бы и нет) или высокой но узкой профилированной трубе из нержавейки. Ещё думал вырезать саму плиту чуть длиннее, дабы изменить угол, под которым приходит упор к задней балке трамплина. В надежде без выемок и пропилов, то есть без создания слабых мест, минимизировать воздействие трубы натяжения кормового трамплина. Да, будет сильнее цеплять воду, но там, сидя во тьме на воде и придерживая рукой мотор, с грустью глядя на далёкие огни берега, я думал и более радикальные решения. Например, разрезать трубу натяжения кормовой сетки и натягивать не тремя, а четырьмя верёвками.
Сейчас ещё идея пришла. Может взять широкую профилированную трубу и сделать отверстие в середине, дабы перед сборкой изначально пропустить сквозь упор трубу натяжения сетки?
И чем больше я думаю над этим вариантом, тем более он мне нравится. Он выглядит наиболее перспективным и надёжным, а так же, что немаловажно, ещё и минимально затратным как по трудозатратам, так и по требованию к необходимому оборудованию. Всего лишь пара сквозных отверстий. Первое - большое, под трубу натяжения кормовой сетки, и второе - маленькое, под крепление болтом у самого транца. Да, ещё и проточить выемку с торца прилегающего к балке трамплина. Саму площадку упора можно использовать от родного упора, заклинить вместе с куском штатной тонюсенькой трубки. Осталось только найти подходящую профилированную трубу из нержи. И высоту плиты не придётся наращивать... вот только сами болты, что фиксирующие само П образное крепление к транцу, что трубу на этом П образном креплении, надо заменить на большие по диаметру, так как об не выдерживают нагрузку и погнуты.
И ещё немного мыслей касательно конструктивных недоработок. Мне кажется, что проблему разъезжания рамы и, как следствие, проворота транца, можно решить не только стяжкой ранее упомянутых балок, но и приданием жесткости всей конструкции самого транца. В штатном виде мы имеем по сути шарнир, давишь на низ плиты и эдакий уголок стремиться выпрямиться в линию. Но что, если плиту и упор из уголка превратить в более ли менее жесткий треугольник? В общем мысли есть. Зима близко. Будет время и материалы, буду пробовать.
Аватара пользователя
Vitaliy
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Пт дек 01, 2006 1:31 pm
Откуда: Украина, Киев
Контактная информация:

Re: Печенежская Волна 2020 или экстремальный транец - убийца моторов.

Сообщение Vitaliy » Пт окт 23, 2020 11:01 am

Добрый день. Очень много букв и вопросов, даже не знаю с чего начать. Пожалуй, сначала хотелось бы увидеть фото "виновника происшествия" - вашего транца, чтобы понять о чём идёт речь. Конструкция транца модифицировалась, но не радикально. В последней версии транцевая доска стала больше, что улучшило угол упора и позитивно отразилось на её работе. Вот фото с нашего сайта, как выглядит и как должен быть установлен транец.

Изображение

Несколько лет назад, в личной переписке с автором поста я неоднократно делал акцент на том, что это не моторный катамаран и использование двигателя рассчитано на безветренную погоду, когда использование парусов - основного движителя - затруднено. То, что автор меня так и не услышал привело к вышеописанным приключениям. Ещё раз повторюсь для всех, кто неправильно понимает опцию дополнительной установки двигателя: двигатель на парусном катамаране это лишь альтернативный тип движителя (наравне с вёслами) в условиях, когда ветер отсутствует или очень слаб, а основным типом движителя являются - ПАРУСА! Так уж сложилось, что конструкции с разными типами движителей имеют свои особенности. Так, на надувную лодку сложно установить полноценное парусное вооружение, как и парусный катамаран оборудовать полноценным двигателем. Точнее, всё можно сделать, но тогда надувная лодка уже не будет той надувной лодкой, а парусный катамаран уже не будет тем парусным катамараном. Конструктивные особенности катамаранов Даки не позволяют лёгким движением руки превратить их из парусных в моторные. Городить сложную конструкцию транца также нет смысла - это и лишний вес, сложности при транспортировке и сборке, а главное, всё равно не будет решена основная задача и катамаран всё равно не станет моторным, т.к. как только вы усилите один элемент - появится новое слабое звено - например, балки, которые не рассчитаны на такие нагрузки. Следующий шаг - меняем балки?! И на этом процесс не закончится, я вас уверяю. А всё по тому, что конструкция рассчитана на совершенно другие нагрузки. Но, установить транец и используя немощный двигатель ходить в безветренную погоду - пожалуйста! Именно для таких условий и были сделаны транцевые доски. Я согласен, что момент с эксплуатацией двигателей у нас практически не освещён (буду над этим работать) и может сложится ложное впечатление, что если под парусами катамаран может ходить в сильный ветер, то тоже самое он может делать и под двигателем, но это не верно, почему, я писал выше. Вспомнил ещё один момент, почему с двигателем в сильный ветер и большое волнение будут проблемы - волны, ударяя в транцевую доску будут сильно брызгать и заливать двигатель! Но, конкретно в этом случае, я лично информировал автора о том, что использовать двигатель в качестве основного типа движителя и всецело надеяться на него нельзя! Также, я настойчиво рекомендовал, прежде чем ехать в путешествия на моря, обкататься и научится уверенно управлять катамараном, поучаствовать в регатах, в том числе и в морских, чтобы понять силу стихии и знать где и чего бояться.
Что касается вашего печального опыта и громкого названия поста про "транец- убийца моторов"- за двигатель обидно, но "убил" его не транец, а вы своими действиями, транец провернуло, но при этом катамаран остался целым и пострадавших нет, что само по себе намного важнее!
Мой вам совет: если у вас возникает необходимость пользоваться мотором на полноценном парусном катамаране, когда есть ветер, тем более сильный ветер это верный признак того, что вы не освоили паруса в полной мере - учитесь ходить под парусами, тогда многие проблемы решаться сами собой!
Что касается модернизации транцев - любое изменение конструкции на страх и риск того, кто это делает. Фирма не несёт ответственности за такие переделки и их последствия.
Sailing inflatable catamarans Ducky
www.ducky.com.ua
Аватара пользователя
Zeleny
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Чт май 03, 2018 9:21 pm

Re: Печенежская Волна 2020 или экстремальный транец - убийца моторов.

Сообщение Zeleny » Вс окт 25, 2020 12:15 am

Виталий, доброго времени суток.
Фото поищу, но новые смогу сделать только отдельных элементов, т.к. катамаран разобран. Винт опорной балки, на транцевой доске, находится ощутимо выше, что будет видно на фото. И даже без мотора, транец стоял не перпендикулярно, как на вашем фото, а под углом заходя под катамаран. На моих фотографиях это слабо видно, но видно, и это было до того как я вешал мотор, после установки, угол стал лютым. Откуда собственно и родилась идея сделать вставки. К сожалению фото мотора на транце не сделал.

Переписка была всего лишь в начале прошлого года. Февраль-март 2019.
Касательно претензий о том что я дескать не желаю по ленности натуры своей осваивать парус... ну что тут сказать, интересно а чем я занимался на этих соревнованиях? Мне вот казалось что учился управлять парусом в достаточно суровых условиях. Перенимал чужой опыт. Нет? Ну вам виднее. А соревнования это так, побухать.
К теме о ранней переписке, в этом самом посте о приключениях я таки описал тот самый действительно случившийся “гипотетический” форсмажер. Лопнувший фал стакселя, хотя видимых повреждений и предпосылок для этого на верёвке так и не обнаружено. И если бы порвало ещё и грот, то в качестве движетеля осталось бы одно весло... Правда “круто”? Весла кстати могут ломаться или банально терять лопасть, что в прошлом году у меня так же произошло. И что далее?
Случившееся меня лишь убедило в верности утверждения о необходимости РАБОЧЕГО АВАРИЙНОГО двигателя. Ведь погода не была чем-то невообразимым, запредельным. Просто Свежий ветер, а вы говорите про Сильный и брызги на мотор. Кстати, а мне вот интересно было бы взглянуть на парусную буксировку других катамаранов. И что именно ТАК должен делать парусный буксир. Думаю, это было бы крайне занимательное зрелище.
В любом случае мотор must have!
Карл! Это же турист! То есть кат, который по умолчанию может забраться в такие е… в общем очень далеко и надолго.
Я вот вспоминаю лопнувший фал... в просто свежий ветер, катамарана категории на минуточку C... в принципе могло бы не выдержать что угодно, из-за электрохимической коррозии вырвать из мачты ромбованты, потом согнуть-сломать мачту и всё, тут уже ничего не попишешь на нормальном ветру. Управляемость? Не, не слышал. Порывом ветра порвать уже не новые, подуставшие паруса. Да блин, банально вытянуть запрессованный трос и вновь сушите паруса. А почитав про лопнувшие из-за внутренней коррозии балки (кстати, не повод ли это заменить дюралевые балки на нерж или стеклопластик? ;) И сверхмощный, достойный Powerboat-а, аж 3,5 сильный мотор выдержат и не подведут по столь банальной причине), окончательно проникся бренностью бытия и хрупкостью как наших оболочек, так и материальных атрибутов текущей реальности... но это уже горние выси. А если более приземлённо, то как простой смертный может предвидеть подобное? Вот как углядит внутреннюю коррозию? Микротрещины в каком нибудь креплении, усталость материала и прочую муть? Выработка или разлохмаченная начавшая рваться верёвка, это понятно, тут третий глаз и глубинное познание мира не обязательны, но ведь скрытый дефект может проявиться под нагрузкой в самый неподходящий момент.
Быть может как на авто есть регламент по пробегу или течению времени замените то-то и то-то? Вы только скажите. Или, как вариант, каждый год, два, пять покупать по новому катамарану? Ну а что, за то процессы где-бы они ни были бы не успеют зайти далеко...
Вы делаете классные катамараны, но отчего-то не желаете увидеть их недостатки и устранить их. Вы же инженеры и разработчики, не я, и вам должно быть виднее как это всё-таки сделать, а не искать оправдания. И не надо - это не те дройды которых вы ищите... то есть не та лодка и не тот катамаран.
Старшие братья (большой яхтинг) как то совмещают. Более того, это законодательное ТРЕБОВАНИЕ к любому современному парусному судну выходящему в море, которое ОБЯЗАНО быть оборудовано двигателем. Интересно, почему бы это? А ведь это международная практика.
А в катамараны вообще устанавливают по 2 мотора. В каждый поплавок по моторчику. И ведь они парусные и рассчитаны на движение от ветра. Но мало ли что может произойти? А это море/океан...
Да, надувные и разборные, это конечно миниатюрное отражение в зеркале, но ведь принципы те же самые. Б! Безопасность! Жизненно важные системы, в том числе и двигатель, на случай аварии должны быть продублированы. Море ошибок не прощает.
Ах да, чуть не забыл, эти правила, конечно же, нарушают все и вся, но по Днепру есть места, где движение под парусом просто запрещено (кажется в зоне Киева, Днепра и вообще любого крупного города). Только под мотором. Так что, идти только в штиль под мотором, а в средний ветер с волнами только под вёслами? Серьёзно? Нет, ну конечно всегда есть выбор не идти вообще. Мы ж законопослушные граждане, так ведь?
И да, буду дорабатывать, куда уж деваться, если транец рассчитаный на 5 лошадок не выдерживает 3,5. Интересно, сравнить балки на D17 и D19? То, что они длиннее, это да (1,95 против 2.15), и значит нагрузка на балки больше, а вот больше ли у них диаметр и толщина? Мне действительно интересно. Со штангелем 19-ку не мерял, это да упущение.
Свои дилетантские предложения о модернизации и фантазии на эту же тему, не соотносящиеся с реальностью, могу озвучить или оставить при себе, но опять же, вам виднее как устранить слабое место в общем-то классного ката. Кстати, про брызгозащитную ткань на транец, дабы мотор не забрызгивало, в той же переписке вы сами же и писали.
P.S.
А мотор вопреки всему выжил, официалы его подрегулировали, таки были проблемы с настройкой карбюратора, сделали ТО и законсервировали на зиму.
P.P.S.
И да, я помню ваши слова, что ваши катамараны не всепогодные крейсера. Но ведь и ветер в описанных приключениях не был чем-то запредельным. Даже не все коллеги соизволили брать рифы. Кат категории C, а вы сами говорили о запасе прочности сверх. Ветер в 5 балов, то есть 17-21 узел вполне вписывается в допуск. Порывы до 6 балов, то есть 22-28 узлов. Я отнюдь не уверен что там был верхний предел в 28, скорее уж нижний. Звон вант был не так часто и не сказать что бы сильный. Так что думаю такая погода действительно вполне вписывается в категорию C.
Вложения
Короткий транец.JPG
К сожалению данный ракурс лишь в таком качечестве, но разобрать можно.
DSCF7114.JPG
Ветер почти стих, но мы до последнего не хотели вешать мотор. Догребли веслом.
DSCF7132.JPG
На всех фото угол до навешивания мотора.
DSCF7135.JPG
На всех фото угол до навешивания мотора.
Аватара пользователя
Vitaliy
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Пт дек 01, 2006 1:31 pm
Откуда: Украина, Киев
Контактная информация:

Re: Печенежская Волна 2020 или экстремальный транец - убийца моторов.

Сообщение Vitaliy » Пн окт 26, 2020 1:08 pm

Ваш транец старого образца, у нового плита больше и угол упора лучше. Как минимум, желательно заменить плиту и удлиниить упор.

Если рассматривать форсмажор с лопнувшими фалами и уплывшими вёслами, тогда почему вы уверены в том, что ваш аварийный двигатель заведётся и не даст сбой в самый ответственный момент, как это бывает? Двигатель намного более сложный механизм, чем парус, и вероятность его поломки также в разы больше. Но это демагогия. Если вам нравится думать, что у вас есть волшебная палочка в виде двигателя, которая вас выручит в самую сложную минуту - ваше право. Я всего лишь пытался донести вам то, что двигатель не панацея и не стоит переоценивать его возможности.

Вот пример катамарана, который изначально проектировался под двигатель, там совсем другая конструкция. Про его мореходность я молчу, хоть изначально перед ним и не ставились высокие требования к мореходности. На соревнованиях на Киевском вдхр., когда чуть раздуло и люди только начали получать удовольствие от каталки, я на нём уже перешёл в режим "выживания". Ехать куда нужно уже не получалось, получалось ехать туда, куда получалось. Он размером с 17-й. Двигатель был 5,8 л.с. Мореходность таких конструкций с мотором гораздо ниже, чем парусным вооружением.

Изображение

Изображение

Возвращаясь к вашей форсмажорной ситуации на Печенежском вдхр., с лопнувшим фалом стакселя, к примеру, с порванным гротом, утерянными вёслами и отсутствием двигателя. Всё пропало?! Краул?! А по факту? Угроза жизни людей есть? Нет. Катамаран не тонет? Как минимум, можно двигаться по ветру курсом в пределах 90 градусов и выбирать место, куда причалить к берегу. Да, неприятность, но не более. Но эта ситуация заставит задуматься в будущем о своевременной замене изношенных парусов, более внимательном осмотре деталей катамарана при каждой сборке и разборке, ТО и пр. А как вы хотели? Иначе, даже наличие двигателя вам не поможет, если катамаран начнёт рассыпаться.
Со временем, происходят необратимые прооцесы, в виде коррозии, влияния УФ и пр., которые сложно поддаются диагностике. Думаю не стоит объяснять, что соваться в сложное морское путешествие на лодке, которую активно эксплуатировали десяток лет и при этом всецело полагаться на её надёжность - не очень умное решение. В то же время, та же десятилетняя лодка, по большей части времени пролежавшая в кладовке - совсем другая история.

По поводу коррозии труб. В вашем случае за этим нужно следить, т.к. у вас рама из Д16Т. Если вы не в курсе, ещё с 2014 года мы начали переход на новый, более коррозионно стойкий сплав и теперь все наши катамараны делаем из него. Теперь ситуация намного лучше. Но опять таки, элементарный уход в виде обмывки труб после солёной воды, перед длительным хранением, существенно увеличит срок службы. Что касается замены на нержавейку - можете экспериментировать, если вас не смущает дополнительные 20-40 кг. веса и электрокоррозия в соединительных узлах. Что касается стеклопластика, то здесь также будет увеличение веса, будет электрокоррозия, т.к. будет гальваническая пара между нерж. стаканами труб, будет разрушительное влияние УФ, а большая гибкость стеклопластиковых труб подарит вам массу незабываемых эмоций, пока вы будете приделывать к ним транец и заставлять его работать. А ещё они лопаются и происходит это внезапно и бесповоротно... Так что думайте.

Кормовые трубы на 17-ом и 19-ом разных диаметров.

Что касается двигателей на крейсерских яхтах - вы сравниваете тёплое с мягким. Где вы видели двигатели на распространённых по всему миру катамаранах: Hobie, Topcat и пр.?! Какие обязательные требования? Конечно, если вы решили переоборудовать свой катамаран в крейсерский? Тогда удачи, там кроме наличия двигателя ещё ооооочень длинный список того, что должно быть на борту.

По поводу того, что мы "не хотим" устранять недостатки. Мы всегда благодарны нашим клиентам за обратную связь. Благодаря ней мы вносим коррективы в те или иные детали конструкции, так происходило и с вышеупомянутой транцевой доской, но делаем это в тех случаях и в тех объёмах, которые не противоречат и укладываются в концепцию катамарана. Вы видите ситуацию только со своей стороны, а нам приходится взвешивать все факторы, прежде, чем принять решение. Вот представьте себе случай: вы общаетесь с производителями Порше, вам нравится какое-то спортивное купе и вы говорите - всё классно, но есть один недостаток - я часто буду ездить на дачу и мешок с картошкой не вмещается в багажник, вы что, не можете сделать багажник чуть больше? Выглядит нелепо, правда, ведь машина изначально не проектировалась для того, чтобы в ней возить картошку. И катамаран спроектирован, как парусный, а двигатель, это лишь приятная опция на случай, когда скис ветер.
Sailing inflatable catamarans Ducky
www.ducky.com.ua
Аватара пользователя
Zeleny
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Чт май 03, 2018 9:21 pm

Re: Печенежская Волна 2020 или экстремальный транец - убийца моторов.

Сообщение Zeleny » Ср окт 28, 2020 12:52 am

И вновь здравия.
С транцим именно это я и планирую сделать, нарастить длину и заменить упор на более длинный и прочный. Или только заменить упор, но при этом сделать в нём отверстие под переднюю трубу-натяжитель задней сетки. Что должно положительно повлиять на уменьшение брызг, т.к. транец останется достаточно высоко.
Правда при этом я хочу уменьшить нагрузку на заднюю балку трамплина, и убрать ненужные усилия направленные на раздвигание рамы (кормовую балку и заднюю трамплина). Как я ранее упоминал, путём жесткого треугольника. Он должен устранить вероятность проворота транца. Как кат себя поведёт после, будем смотреть.
Интересный намёк на возраст и интенсивность его эксплуатации. 2012 если не ошибаюсь?
За важную информацию, про отличие материала рамы моего ката и современных катов, благодарю. Этот факт не знал. Правда как я понял в D17 нового поколения (2020) года ещё увеличилась и ширина? Я так понимаю балки стали длиннее? Толщина стенок с диаметром прежние? И есть ли возможность модернизации старых катов? На сколько модернизация целесообразна? Что придётся заменить и в какую цену подобное встанет?
Вес? Утяжеление конструкции? Во отличии от электрокоррозии, нет, не смущает. Хотя с коррозией у вас на форуме посвящена тема - viewtopic.php?f=24&t=183&hilit=коррозия
Дело в том что меня больше интересуют туристические свойства аппарата.
Хобби, Топкэт, Торнадо и пр., это узкоспециализированные спортсмены загнанные в очень жесткие рамки стандартов класса. Как и Фин, Луч, Оптимист и пр.
Спортсмену каждый лишний грамм это ухудшение характеристик, снижение шанса на победу. Им - да, критично. Борьба за улучшение характеристик не выступая за рамки ограничений.
У туриста же самые важные характеристики, это - «Б!», безопасность и «Н!», надёжность. По этому, если эти характеристики можно улучшить путём утяжеления конструкции в разумных пределах, то отчего бы и нет?
И ещё раз повторюсь, мне не нужен моторный катамаран или монохол. Тогда бы имело смысл купить обычную надувную лодку с транцем или даже RIB. Легко доставить на любую акваторию, быстро привести в рабочее состоянии, надуть и повесить мотор... Но тут нет романтики парусов, ветра, борьбы со стихией и использования её для собственного перемещения.
С чего я взял, что не даст сбой ПЛМ, не подведёт в ответственный момент? Так ведь я и не утверждал, что этого не произойдёт. Более того, это и происходило. Неотрегулированный мотор уже подводил (следующий сезон покажет, как официалы отрегулировали). Залитый волнами, подводил... так не мотора то вина. А если кат ещё и кильнётся, то в принципе на работу рассчитывать не придётся. Хотя на счёт киляния и заливания, учитывая полученный опыт, думаю транспортировать его в гермомешке. Кстати, всегда ещё есть шанс банально утопить мотор, даже без киляния, так что надёжно фиксируем, дабы не искать на дне сильно подешевевший ПЛМ.
И да, наличие мотора не отменяет необходимости наличия на катамаране ещё и вёсел. В любом случае это повышение безопасности, улучшение шансов, работа с вероятностями.
По отдельности ничто не даст гарантии, ни парус, ни мотор, ни весла. Я ни разу не утверждал что это волшебная палочка, которая вытянет из любой з...! Абсолютно согласен, что главная палочка, это собственная голова. НО, вероятность того что не помогут все три типа движетелей и придётся полагаться лишь на случай, судьбу, провидение, милость богов и демонов... такая вероятность ничтожно мала. Так называемая критическая неудача, Джекпот со знаком минус, когда сошлись все звёзды и планеты в особо неудачное для “счастливчика” положение.
А вот что касается не было угрозы для людей, тут я категорически не согласен.
Да, конкретно Печенежское водохранилище при всех его размерах действительно условно “безопасно”, хотя утонуть можно и в луже. Но в описанной ситуации, в кромешной тьме, на достаточно большой акватории искать потерпевших можно долго, если есть кому искать. Где берег, в безлунную ночь или при облачности, гадаешь лишь по огням, там где огни вообще есть. Ветер может крутить и не всегда совпадать с направлением волн. Не может ли ветер развернуть к волне бортом и при не столь уж невероятном стечении обстоятельств перевернуть? И даже если не перевернёт, сомневаюсь что подобные нагрузки для ката особо полезны. Рано или поздно, особенно если уже где-то есть слабое место, кат может разломать. Не разломало? Не перевернуло? Окей, никто не отменяет переохлаждение. Не опасно для жизни и здоровья? Серьёзно?
Возьмём акваторию побольше? Не так много вариантов для украинцев. Днепр. Судоходная река между прочим. Тоже безопасно дрейфовать? А ведь там и волнам есть где разогнаться, хотя и на Печенегах, когда дует вдоль, волны тоже поднимает не слабые. Про море и дрейф пусть и “контролируемый” аж на 90 градусов, думать страшно. Что наконтролируешь, если отжимной ветер и/или течения тащат от берега. Да и берег тоже может быть дружелюбным. Острые скалы, рифы, отвесные берега. За то жизнь будет не скучной, эмоций через край, а то, что не долго, ну что ж...
Аналогию с машинами понимаю, но не согласен. Кат заявлен как спортсмен и турист. Спортсмен, это можно сравнить с купе, окей D14S, пусть так. Турист, допустим минивен D19. А гибрид, это универсал D17.
Вообще, свою точку зрения как я, так и вы уже озвучили.
Вы не согласны с тем, что вопрос безопасности даков и их экипажей, в случае форсмажора, в принципе может лежать в области рабочего ПЛМ, именно в качестве аварийного двигателя, пусть и не выходящего за пределы категории C. Мол если не сдюжили паруса, то мотор и подавно не сможет. А ты, счастливчик, уповай лишь на милость существ иного порядка.
Я не согласен с тем, что жизнь и здоровье капитана, а так же лиц доверившихся ему, будут зависеть лишь от исправности парусов, такелажа и сотни мелких но важных элементов парусника, делающих его парусником.
Вёсла конечно лучше иметь, чем столкнуться с их отсутствием, но это уже совсем депрессивно.
Вы считаете что проблемы нет а “мелкие неудобства” не стоят усложнения и утяжеления конструкции.
Я же думаю, что технически это реализуемо, но вы не желаете этим заниматься.
Как говориться, истина где-то посередине... ну или в вине... впрочем, ваше здоровье.
Я постараюсь что-то сообразить с транцем и надеюсь что кроме меня кому-то это окажется полезно. Надеюсь только, что от этого не будут зависеть чьи-то жизни и здоровье, а остальное лишь траты и мелкие неприятности на нашем пути, конвертируемые в опыт.
Аватара пользователя
Vitaliy
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Пт дек 01, 2006 1:31 pm
Откуда: Украина, Киев
Контактная информация:

Re: Печенежская Волна 2020 или экстремальный транец - убийца моторов.

Сообщение Vitaliy » Вт ноя 03, 2020 10:39 am

Zeleny писал(а):
Ср окт 28, 2020 12:52 am
Правда как я понял в D17 нового поколения (2020) года ещё увеличилась и ширина? Я так понимаю балки стали длиннее? Толщина стенок с диаметром прежние? И есть ли возможность модернизации старых катов? На сколько модернизация целесообразна? Что придётся заменить и в какую цену подобное встанет?
Да, ширина немного увеличилась. Диаметры остались прежние, но они больше, чем те, что у вас.
Имеет ли смысл менять все трубы на новые - нет, т.к. не все трубы одинаково изнашиваются и получится дорого и экономически не целесообразно, но частично заменить трубы пришедшие в негодность, если такие у вас есть - да.
Сколько стоит - сложный вопрос, нужно считать.
Zeleny писал(а):
Ср окт 28, 2020 12:52 am
А вот что касается не было угрозы для людей, тут я категорически не согласен.
Да, конкретно Печенежское водохранилище при всех его размерах действительно условно “безопасно”, хотя утонуть можно и в луже. Но в описанной ситуации, в кромешной тьме, на достаточно большой акватории искать потерпевших можно долго, если есть кому искать. Где берег, в безлунную ночь или при облачности, гадаешь лишь по огням, там где огни вообще есть. Ветер может крутить и не всегда совпадать с направлением волн. Не может ли ветер развернуть к волне бортом и при не столь уж невероятном стечении обстоятельств перевернуть? И даже если не перевернёт, сомневаюсь что подобные нагрузки для ката особо полезны. Рано или поздно, особенно если уже где-то есть слабое место, кат может разломать. Не разломало? Не перевернуло? Окей, никто не отменяет переохлаждение. Не опасно для жизни и здоровья? Серьёзно?
Если не брать в расчёт такие незаурядные случаи невезения, когда утонуть можно и в луже, и говорить о реальной вероятности переохлаждения, надеюсь, вы, как ответственный рулевой, ещё перед выходом удостоверились в том, что все члены экипажа одеты надлежащим образом в соответствии с погодными условиями? Если да, тогда я не понимаю, о каком переохлаждении вы говорите, если нет, тогда я не понимаю о какой гипотетической безопасности вы рассуждаете пренебрегая базовыми требованиями к личному снаряжению. Повторюсь, мы рассматриваем ситуацию, в которой вы оказались (могли оказаться), когда двигатель на вашем катамаране не работал надлежащим образом, но катамаран при этом находился в полном порядке и люди находились не в воде. Кстати, что вам помешало использовать паруса, когда с двигателем были проблемы?
Простите, но вы делаете из мухи - слона. Учитывая географию Печенежского вдхр., даже при полном отсутствии движителей вас бы прибило к какому-то берегу в течении нескольких часов.
Zeleny писал(а):
Ср окт 28, 2020 12:52 am
Возьмём акваторию побольше? Не так много вариантов для украинцев. Днепр. Судоходная река между прочим. Тоже безопасно дрейфовать? А ведь там и волнам есть где разогнаться, хотя и на Печенегах, когда дует вдоль, волны тоже поднимает не слабые. Про море и дрейф пусть и “контролируемый” аж на 90 градусов, думать страшно. Что наконтролируешь, если отжимной ветер и/или течения тащат от берега. Да и берег тоже может быть дружелюбным. Острые скалы, рифы, отвесные берега. За то жизнь будет не скучной, эмоций через край, а то, что не долго, ну что ж...
От всего не застрахуешься, как бы не хотелось. Ваша задача, как рулевого, так рассчитать маршрут и прохождение дистанции, чтобы не надеяться на двигатель и не оказаться в щекотливой ситуации. Что вы будете делать с работающим двигателем, если не дай бог катамаран выйдет из строя? Или вы не допускаете такой возможности? Может тогда стоит усилить все элементы катамарана, чтобы не подвели? И бог с ним, что он будет весить уже не 100 а 200 кг? Вам не кажеться, что такой подход регрессивный? Может проще чётко обозначить для себя возможности данной техники и не выходить за эти рамки, если вы стремитесь к полной безопасности? А если выходите за эти рамки - помните, что вы рискуете, а цена этого риска будет настолько высока, насколько далеко вы ушли за рамки.
Zeleny писал(а):
Ср окт 28, 2020 12:52 am
Вы считаете что проблемы нет а “мелкие неудобства” не стоят усложнения и утяжеления конструкции.
Вы меня или не услышали или не поняли. Резюмирую: вы эксплуатировали транцевую доску старого образца, к работе которой давно были вопросы и которая в последствии была нами модернизирована. Зачем вы снова возвращаете нас к обсуждению этапа, который мы уже прошли. Новый транец работает существенно лучше, но это всё равно не означает, что он предназначен для маршевых двигателей. Это транец для маневровых двигателей (добраться по штилю в назначенное место, зайти в яхт-клуб в условиях ограниченного пространства и пр.). Мы так его позиционируем.
Sailing inflatable catamarans Ducky
www.ducky.com.ua
Аватара пользователя
Zeleny
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Чт май 03, 2018 9:21 pm

Re: Печенежская Волна 2020 или экстремальный транец - убийца моторов.

Сообщение Zeleny » Пн ноя 09, 2020 1:55 am

Доброго времени суток.

1) Диаметры остались прежними, но они больше чем те, что у меня - это как так?! У меня что, какой-то нестандартный дак? Или было несколько этапов модернизации, в одном из которых изменили и диаметр? Я думал, что необходимо заменить 4 поперечных балки, 2 сетки и трамплин... нельзя ли подробнее?

2) Почему не мог воспользоваться парусом? Сложный вопрос. Быть может от того, что на буксире было два катамарана, конструктивно не предназначенных для движения при подобных погодных условиях?
Собственно, во что и как одеты были буксируемые, я без малейшего понятия. Может быть и тепло, а может и нет. Опять же, люди выходили днём, при жарком солнце, при хороших ветро-волновых условиях. Эти самые условия весьма радикально изменились, а вернуться засветло, как планировали, просто физически не смогли. И да, моя экипировка для светлого времени суток была достаточна, даже немного избыточна, но вот для ночёвки - сильно сомневаюсь. В более тёплой экипировке просто нет смысла, это уже зимний вариант на который я как то не рассчитывал, вот такой я не предусмотрительный и безответственный рулевой. Сомневаюсь, что вы сами на короткую дневную покатушку берёте с собой гермомешок с одеждой на любой случай. Операция спасения не подразумевала необходимости ночёвки на воде или посреди камышово-каряжникового острова. Куда запросто может прибить, это к теме об альтернативах берегу. А коряги, они такие коряги, и купание - это шикарное дополнение к холодной ночёвке. Так что ДА, опасения не были беспочвенны. Осенней ночью, знаете ли, без ветрозащиты в виде палатки, без очень тёплого спальника и желательно каталитической грелки, даже при хорошей одежде соответствующей температурным условиям, может быть вообще ни разу не тепло. И есть реальные шансы как минимум серьёзно подорвать здоровье. И причиной будет не плохая одежда.

3) Именно что от всего не застрахуешься. Нельзя предусмотреть все возможные проблемы, если конечно в предках у вас не затесалась Пиффия, Касандра или иной предсказатель. Нет, мне не кажется, что подход регрессивен. Усилить слабые места в пределах разумного - это как раз благоразумный подход. Кстати, как именно вес с 85 кг, превратился в 200? В предыдущих постах вы говорили про 20-40 кг+ (хотя для такого веса, какой же толщины должны быть балки?!). А степень безопасности и допустимые рамки вы сами определили, сертифицировав кат категорией C. Погодные условия моих приключений в эти рамки вписывались, пусть и по верхней планке.
Знание акватории и планирование пройденного за дневной переход расстояния - это хорошо, но не всегда возможно. Форс-мажор в лице поломки и время, потраченное на её устранение, если ремонт вообще возможен в полевых условиях, и вот уже график смещается. А отпуск у большинства не резиновый. Места стоянки, привлекательно выглядящие на карте, могут быть попросту заняты или являться частной территорией. Или вживую, высадившись, вы увидите табличку о запрете кемпинга т.к. черепахи откладывают на этом пляже свои яйца. Вариантов масса. Ночёвка на якоре с разбивкой палатки на воде? Очень неудобно, но если погода позволит, то в общем-то как крайний вариант сойдёт... Но если погода резко ухудшается? Если нет 3-х часов, что бы рубиться против ветра в единственно возможное ближайшее укрытие? Под мотором, чётко против ветра, это же расстояние будет пройдено за час.
Прогнозы. Как показывает практика, они дают лишь общую картину, весьма приблизительную и на короткий отрезок времени. Прогноз на послезавтра спокойно смещается на день в ту или иную сторону или кардинально меняется. Быть может не там смотрю? Пользуюсь ventusky и windguru
Вы уж простите, но суть свожу опять же к необходимости рабочего мотора при разумных погодных условиях. Именно по причине того что не предусмотришь всего. В самом деле, не сидеть же на берегу при малейшей угрозе непонятной погоды на завтра, послезавтра?
Кстати, коли уж вспомнил про черепашьи яйца, напрашивается параллель с яйцами в корзине.
Как мне кажется, вы кладёте все яйца в корзину по имени парус. Судя по всему, вы считаете, что я кладу в корзину по имени двигатель? Я же считаю необходимым распределить яйца между этими двумя корзинами и чуть-чуть оставить на вёсла. Именно эту мысль я и пытался донести. Хотя бы каты категории C доработать в плане надёжности работы под двигателем. А как именно разумно дорабатывать катамаран, что бы он не стал весить 200 кг, это вам должно быть виднее.
И да, это не отменяет планирования и разумного взвешивания рисков.
Кстати, по поводу моторной версии D17, меня как-то очень сильно смутила высота катамарана. Как вы считаете, могли ли высокие лавки со спинками-бортами достаточно большой площади, и здоровенный тент, добавлять парусность и ухудшать управляемость при сильном ветре? Возможно ли, при размещении экипажа лёжа на трамплине, как на обычном D17, и отсутствии над головой тента, или хотя бы имей он возможность складываться, не переходить при раздувшем ветре в режим “выживания” и не терять управляемость?

4) К транцу сейчас вернулись вы. Уже после первого вашего поста с фотографией и так стало понятно, что он отличается, да и вживую я видел более длинные. Однако являясь счастливым обладателем Данного конкретного устаревшего транца с “вопросами”, я вынужден при переделке отталкиваться именно от него. При этом вы сами говорили, что более поздний лучше, но тоже не панацея, а следовательно есть над чем думать и работать. Как минимум над тем, чтобы транец не пытался раздвинуть раму.

P.S.
Мне казалось, что о подходах, концепциях и конструкциях мы уже озвучили свои позиции и видение проблем, мнимых или реальных. И ввиду исчерпанности темы, вряд ли можно добавить что-то новое. За сим был удивлён подобным ответом. Я СЛЫШУ И ПОНИМАЮ ВАС! Ваше мнение - что мотор на катамаранах, пусть бы и достаточно мореходных, совершенно необязательный атрибут лишь для штиля. Поверьте, я УСЛЫШАЛ. Я понял ВАШУ точку зрения. Беда в том, что я не могу её принять. Не могу согласиться с вами по этому поводу. Всего-навсего. Думаю, что каждый остаётся при своём мнении. Но это не отменяет того, что вы делаете классные катамараны, вы реально крутые ребята. Мне нравится гонять под парусом... Честно, ощущение, что мы говорим на разных языках.
Ответить